Телефон доверия
Если вы обладаете информацией о совершенных или готовящихся преступлениях, позвоните по телефону:
8 (017) 219-92-99
Главная Законодательство Нормативные правовые акты Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 116 "О вопросах внешней разведки"

Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. № 116 "О вопросах внешней разведки"

В целях определения субъектов внешней разведки, сфер их деятельности, а также правового положения и социальных гарантий сотрудников разведывательных служб, членов их семей и лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие этим службам, постановляю:

1. Установить, что:

1.1. внешняя разведка — особый вид деятельности субъектов внешней разведки, предусматривающий защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства путем добывания и использования разведывательной информации, а также оказания содействия государственным органам и организациям в реализации мер в области политического и социально-экономического развития Республики Беларусь.

Субъекты внешней разведки — органы государственной безопасности Республики Беларусь, Вооруженные Силы Республики Беларусь, пограничные войска Республики Беларусь.

Разведывательные службы — объединенные по целям и задачам структурные подразделения субъектов внешней разведки, непосредственно осуществляющие внешнюю разведку.

Разведывательная информация — добытые в результате внешней разведки данные о реальных и потенциальных внешних угрозах национальной безопасности Республики Беларусь, а также иные сведения, представляющие интерес для Республики Беларусь;

1.2. основными задачами внешней разведки являются:

содействие политическому и социально-экономическому развитию страны, научно-техническому прогрессу и военно-техническому обеспечению безопасности Республики Беларусь;

обеспечение Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, других государственных органов и организаций сведениями, необходимыми для принятия решений в политической, экономической, военной, информационной, гуманитарной и иных сферах;

обеспечение безопасности организаций Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, сотрудников этих организаций и членов их семей в стране пребывания, а также командированных за пределы Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, и находящихся с ними членов их семей;

1.3. осуществление внешней разведки государственными органами и организациями, не являющимися субъектами внешней разведки, а также физическими лицами запрещается;

1.4. внешняя разведка осуществляется в пределах своих полномочий непосредственно разведывательными службами:

органов государственной безопасности Республики Беларусь — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, информационной, гуманитарной и экологической сферах;

Вооруженных Сил Республики Беларусь — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

пограничных войск Республики Беларусь — в сфере пограничной политики в интересах защиты и охраны Государственной границы Республики Беларусь;

1.5. порядок и условия взаимодействия между разведывательными службами определяются совместными нормативными правовыми актами уполномоченных государственных органов субъектов внешней разведки;

1.6. взаимодействие разведывательных служб с разведывательными и контрразведывательными службами других государств осуществляется на основе международных договоров Республики Беларусь.

Представители субъектов внешней разведки направляются в другие государства в порядке, установленном законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь;

1.7. общее руководство субъектами внешней разведки осуществляется Президентом Республики Беларусь, реализующим свои полномочия непосредственно либо через Совет Безопасности Республики Беларусь.

Непосредственное управление внешней разведкой осуществляется в пределах своих полномочий руководителями субъектов внешней разведки и разведывательных служб;

1.8. координация внешней разведки обеспечивается Советом Безопасности Республики Беларусь;

1.9. разведывательная информация предоставляется Президенту Республики Беларусь, Правительству Республики Беларусь, другим государственным органам и организациям непосредственно или через Совет Безопасности Республики Беларусь. Иным организациям разведывательная информация может предоставляться в случаях, предусмотренных законодательством.

Должностные лица указанных органов и организаций в соответствии с законодательством несут ответственность за разглашение содержащихся в разведывательной информации сведений, составляющих государственные секреты, или иных сведений, охраняемых в соответствии с законодательством;

1.10. разведывательным службам предоставляются следующие полномочия:

обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственных секретов в организациях Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, включая определение порядка физической и инженерно-технической защиты данных организаций, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственные секреты;

разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности сотрудников организаций Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь, и членов их семей в стране пребывания, а также командированных за пределы Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, и находящихся с ними членов их семей;

установление отношений сотрудничества с гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства для оказания конфиденциального содействия;

осуществление мер по легендированию сотрудников разведывательных служб и организации их деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

заключение с государственными органами, иными организациями соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

обеспечение собственной безопасности;

внесение в установленном порядке предложений о создании организаций либо их подразделений, необходимых для функционирования разведывательных служб;

разработка, изготовление, приобретение и использование специальных технических средств для выполнения задач внешней разведки.

Разведывательные службы в процессе своей деятельности могут реализовывать и другие полномочия, предусмотренные законодательством;

1.11. сотрудники разведывательных служб несут обязанности и имеют права, предусмотренные законодательством для граждан Республики Беларусь, за исключением ограничений, установленных актами законодательства для сотрудников разведывательных служб.

Сотрудники разведывательных служб для выполнения своих обязанностей могут занимать должности в других государственных органах, иных организациях.

Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность сотрудников разведывательных служб, за исключением государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законодательными актами;

1.12. жизнь и здоровье сотрудников разведывательных служб, направляемых за пределы Республики Беларусь, подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательными актами;

1.13. в случае гибели (смерти) сотрудника разведывательной службы или члена его семьи в связи с осуществлением внешней разведки государство оплачивает расходы по подготовке к перевозке и по перевозке тела (останков) к месту захоронения, оговоренному в завещании или указанному близкими родственниками (в случае их отсутствия — руководством разведывательной службы), а также расходы по его (их) захоронению;

1.14. государство обязано всемерно содействовать освобождению сотрудников разведывательных служб и членов их семей, задержанных, заключенных под стражу или осужденных за пределами Республики Беларусь в связи с осуществлением внешней разведки.

Периоды пребывания сотрудника разведывательной службы под стражей и в местах лишения свободы на территории другого государства засчитываются при назначении ему пенсии в выслугу лет на льготных условиях (один месяц пребывания под стражей и в местах лишения свободы — за 3 месяца выслуги);

1.15. в случае полной или частичной утраты сотрудником разведывательной службы профессиональной пригодности в результате его раскрытия или по другим, не зависящим от него причинам, разведывательная служба обязана трудоустроить указанного сотрудника или создать условия для его профессиональной переподготовки, включая компенсацию связанных с этим расходов;

1.16. вред, нанесенный сотруднику разведывательной службы и членам его семьи в связи с осуществлением внешней разведки, возмещается государством за счет средств республиканского бюджета в соответствии с законодательством;

1.17. социальная защита гражданина Республики Беларусь, оказывающего (оказывавшего) конфиденциальное содействие разведывательным службам, осуществляется в соответствии с подпунктами 1.13-1.16 пункта 1 настоящего Указа и иными актами законодательства;

1.18. лицо, оказывающее (оказывавшее) конфиденциальное содействие разведывательным службам и не являющееся гражданином Республики Беларусь, может быть принято в гражданство Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством.

Пенсионное обеспечение лица, оказывающего (оказывавшего) конфиденциальное содействие разведывательным службам и принятого в гражданство Республики Беларусь, осуществляется в порядке, установленном законодательством. При отсутствии оснований для назначения пенсии указанному лицу в случае его нетрудоспособности выплачивается денежное содержание в порядке и размере, установленных субъектами внешней разведки.

Лицо, оказывающее (оказывавшее) конфиденциальное содействие разведывательным службам и не являющееся гражданином Республики Беларусь, может представляться к государственным наградам Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством.

Вопросы социальной защиты лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие разведывательным службам и не являющихся гражданами Республики Беларусь, решаются в индивидуальном порядке Президентом Республики Беларусь.

2. Исключить пункт 56 из плана подготовки законопроектов на 2003 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 8 января 2003 г. № 8 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 7, 1/4289).

3. Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

обеспечить приведение нормативных правовых актов Правительства и подчиненных ему республиканских органов государственного управления в соответствие с настоящим Указом;

принять иные меры по реализации положений данного Указа.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО
Вверх