Главная
Законодательство
Нормативные правовые акты
Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З "О борьбе с терроризмом"



Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З "О борьбе с терроризмом"
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актовРеспублики Беларусь 5 января 2002 г. N 2/825
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3 января 2002 г. N 77-З
О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
Принят Палатой представителей 11 декабря 2001 года
Одобрен Советом Республики 20 декабря 2001 года
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовая основа борьбы с терроризмом
Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, настоящий Закон, другие акты законодательства, международные договоры Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом
Борьба с терроризмом в Республике Беларусь основывается на принципах:
законности;
приоритета мер по предупреждению терроризма;
неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности;
сочетания гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
комплексного использования профилактических, правовых, политических, социально-экономических и пропагандистских мер;
приоритета защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате акта терроризма, деятельности террористической организации, незаконного вооруженного формирования;
минимальных уступок террористу;
единоначалия в руководстве силами и средствами, привлекаемыми для проведения контртеррористических операций;
информирования общественности об акте терроризма и о проведении контртеррористических операций.
Статья 3. Основные термины и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:
борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению и минимизации последствий террористической деятельности;
государственное реагирование - реализация государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции мер по предупреждению, выявлению и пресечению актов терроризма, деятельности террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и минимизации их последствий;
гражданин - гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин или лицо без гражданства, если иное не оговорено в настоящем Законе;
заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях терроризма;
зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция;
контртеррористическая операция - специальные мероприятия по пресечению акта терроризма, минимизации его последствий, пресечению деятельности террористической организации, незаконного вооруженного формирования, проводимые в целях защиты интересов государства, обеспечения безопасности граждан и организаций, обезвреживания террористов;
критически важные объекты - объекты социальной, производственной, инженерно-транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной и иной инфраструктуры, нарушение функционирования которых в результате акта терроризма может способствовать дестабилизации общественного порядка и достижению иных целей терроризма и (или) повлечь за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей среде, значительный материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности людей;
международная террористическая деятельность - террористическая деятельность, осуществляемая террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства, гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства, в случае, когда террорист и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств;
терроризм - социально-политическое криминальное явление, представляющее собой идеологию и практику применения насилия или угрозы насилием в целях оказания воздействия на принятие решений органами власти, воспрепятствования политической или иной общественной деятельности, провокации международных осложнений или войны, устрашения населения, дестабилизации общественного порядка;
террорист - лицо, участвующее в террористической деятельности в любой форме;
акт терроризма - совершение в целях терроризма взрыва, поджога, затопления, иных деяний общеопасным способом либо создающих опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений или наступления иных тяжких последствий. Под иными деяниями для целей настоящего Закона в том числе понимаются насилие в отношении государственного или общественного деятеля, представителя иностранного государства или международной организации, захват и (или) удержание их в качестве заложника, похищение и (или) лишение их свободы, их убийство; захват и (или) удержание людей в качестве заложников, похищение и (или) лишение их свободы, их убийство; применение объектов использования атомной энергии, использование радиоактивных веществ или ядерных материалов, сильнодействующих, токсичных химических или биологических веществ; уничтожение, повреждение, захват, удержание, блокирование зданий, сооружений, путей или средств сообщения, в том числе средств железнодорожного, водного, воздушного, магистрального трубопроводного транспорта, средств связи, иных коммуникаций и объектов (оборудования); повреждение информационных систем, систем управления, создание условий для аварий и катастроф техногенного характера;
террористическая группа - группа в количестве двух и более лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности;
террористическая деятельность - деятельность, включающая организацию, планирование, подготовку и совершение акта терроризма, подстрекательство к акту терроризма, пропаганду идей терроризма, распространение и (или) предоставление материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, информационное либо иное пособничество в планировании, подготовке или совершении акта терроризма, создание незаконного вооруженного формирования, организации либо организованной группы для совершения акта терроризма, руководство ими или участие в их деятельности, вербовку, вооружение, обучение и использование террористов, финансирование террористической деятельности, изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также угроза совершением акта терроризма и иные деяния, определяемые как террористические в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности, либо признающая возможность осуществления в своей деятельности террористической деятельности, либо если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома ее руководителя (хотя бы одного из должностных лиц ее руководящего органа). Организация признается террористической на основании принятого и вступившего в законную силу решения Верховного Суда Республики Беларусь;
финансирование террористической деятельности - предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг, электронных денег либо иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом в целях использования в террористической деятельности, материального обеспечения или иной поддержки заведомо террористов, террористических групп и террористических организаций, в том числе в целях проезда к месту обучения для участия в террористической деятельности.
Статья 4. Международное сотрудничество Республики Беларусь в области борьбы с терроризмом
Республика Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом.
Республика Беларусь, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет уголовное преследование на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда акты терроризма планировались либо проводились вне пределов Республики Беларусь, однако направлены против интересов Республики Беларусь, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.
Статья 4-1. Выполнение международных обязательств Республики Беларусь в области борьбы с терроризмом
Государственные органы и иные государственные организации обеспечивают в пределах их компетенции принятие мер по выполнению резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в отношении организаций и граждан, включенных в формируемый Комитетом государственной безопасности перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности (далее - перечень лиц, причастных к террористической деятельности). Порядок принятия указанных мер устанавливается Президентом Республики Беларусь.
Комитет государственной безопасности взаимодействует в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с Комитетом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, учрежденным резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций N 1267 (1999), N 1989 (2011) и N 2253 (2015), путем обмена информацией, а также внесения предложений о включении организаций и граждан в санкционный перечень, формируемый Комитетом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, или об исключении их из этого перечня.
Иностранные граждане и лица без гражданства, включенные в перечень лиц, причастных к террористической деятельности, по решению Комитета государственной безопасности подлежат включению в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.
Глава 2
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ
Статья 5. Цели борьбы с терроризмом
Борьба с терроризмом в Республике Беларусь осуществляется в целях:
защиты личности, общества и государства от терроризма;
предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Статья 6. Субъекты борьбы с терроризмом
Субъектами борьбы с терроризмом являются субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом, и субъекты, участвующие в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности.
Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:
органы государственной безопасности;
органы внутренних дел;
Служба безопасности Президента Республики Беларусь;
Вооруженные Силы Республики Беларусь;
органы пограничной службы;
внутренние войска Министерства внутренних дел.
Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются государственные органы и иные государственные организации, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Общее руководство борьбой с терроризмом и ее обеспечение осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.
Координация деятельности субъектов борьбы с терроризмом проводится в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь.
Статья 7. Компетенция субъектов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом
Органы государственной безопасности:
осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения актов терроризма, предупреждения, выявления и пресечения международной и иной террористической деятельности, деятельности незаконных вооруженных формирований в соответствии с их компетенцией;
осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций;
проводят предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, направленных на достижение целей терроризма, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством к их ведению.
Органы внутренних дел осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения актов терроризма, деятельности террористических организаций, незаконных вооруженных формирований в соответствии с их компетенцией.
Служба безопасности Президента Республики Беларусь осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов.
Вооруженные Силы Республики Беларусь осуществляют борьбу с терроризмом посредством охраны и обороны принадлежащих им вооружения, военной техники и военных объектов, участия в обеспечении безопасности воздушного пространства Республики Беларусь, участия в соответствии со статьей 11-1 настоящего Закона в проведении контртеррористических операций, реализации иных функций в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.
Органы пограничной службы осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Республики Беларусь, оказания содействия таможенным органам в предупреждении, выявлении и пресечении незаконного перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ, ядерных материалов и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения актов терроризма, а также осуществляют пресечение актов терроризма на объектах инфраструктуры приграничной территории.
Внутренние войска Министерства внутренних дел осуществляют борьбу с терроризмом посредством участия в обеспечении правового режима в зоне проведения контртеррористической операции.
Статья 8. Основные функции субъектов борьбы с терроризмом
Субъекты борьбы с терроризмом участвуют в государственном реагировании в соответствии с законодательством.
Субъекты борьбы с терроризмом взаимодействуют в рамках государственного реагирования, в том числе путем предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и лекарственных средств для проведения контртеррористической операции, а также в иных формах исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом. Порядок предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и лекарственных средств определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 8-1. Пресечение акта терроризма в воздушном пространстве Республики Беларусь
Вооруженные Силы Республики Беларусь в целях устранения угрозы или пресечения акта терроризма в воздушном пространстве Республики Беларусь применяют оружие и боевую технику в порядке, определяемом законодательными актами.
Если имеется достоверная информация об использовании воздушного судна для совершения акта терроризма и (или) воздушное судно не реагирует на радиокоманды органов обслуживания воздушного движения и управления полетами о прекращении нарушения правил использования воздушного пространства Республики Беларусь и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват военных воздушных судов либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Республики Беларусь применяют оружие и боевую технику для пресечения полета воздушного судна-нарушителя путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно-нарушитель не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника могут применяться Вооруженными Силами Республики Беларусь для пресечения полета этого воздушного судна путем его уничтожения.
Статья 9. Содействие субъектам борьбы с терроризмом
Государственные органы и иные государственные организации, не являющиеся субъектами борьбы с терроризмом, участвуют в государственном реагировании в соответствии с законодательством.
Государственные органы, иные организации и граждане должны оказывать содействие субъектам борьбы с терроризмом, выполнять их требования и соблюдать правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.
Сообщение гражданами государственным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности является долгом каждого и поощряется государством.
Статья 9-1. Недопущение совершения актов терроризма на критически важных объектах
Государственные органы и иные организации, эксплуатирующие критически важные объекты, обязаны обеспечить недопущение совершения актов терроризма на этих объектах посредством организации и (или) осуществления охранной деятельности и соблюдения требований безопасности, предусмотренных законодательством, а также выполнения профилактических, режимных, организационных и иных мер по предупреждению террористической деятельности и минимизации ее последствий в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Глава 3
ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Статья 10. Условия проведения контртеррористической операции. Управление контртеррористической операцией
Контртеррористическая операция проводится, если пресечение акта терроризма, деятельности террористической организации, незаконного вооруженного формирования иными силами и способами невозможно.
Органом, ответственным за организацию контртеррористической операции, является Комитет государственной безопасности, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
С учетом масштабов и степени общественной опасности, предполагаемых негативных последствий и характера акта терроризма, деятельности террористической организации, незаконного вооруженного формирования для непосредственного управления контртеррористической операцией Комитетом государственной безопасности может создаваться оперативный штаб, возглавляемый представителем Комитета государственной безопасности или Министерства внутренних дел в зависимости от того, компетенция какого органа будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В целях пресечения акта терроризма в отношении охраняемых лиц и (или) на охраняемом объекте решение о создании оперативного штаба для непосредственного управления контртеррористической операцией может приниматься Службой безопасности Президента Республики Беларусь.
Положение об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией утверждается Президентом Республики Беларусь.
Комитет государственной безопасности может, не создавая оперативного штаба, поручить проведение контртеррористической операции субъектам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, которые назначают руководителя контртеррористической операции.
Решения Комитета государственной безопасности, иного государственного органа, ответственного за организацию контртеррористической операции, по организации контртеррористической операции являются обязательными для субъектов, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом.
Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (руководитель контртеррористической операции) может быть назначен Президентом Республики Беларусь.
Статья 11. Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции
Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией (руководитель контртеррористической операции) имеет право привлекать необходимые силы и средства субъектов борьбы с терроризмом.
Статья 11-1. Привлечение Вооруженных Сил Республики Беларусь для участия в проведении контртеррористической операции
Руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (руководителем контртеррористической операции) к участию в проведении контртеррористической операции могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь для решения задач по ведению разведки на участках местности или в акваториях, в пределах которых проводится контртеррористическая операция, блокированию (оцеплению) зоны проведения контртеррористической операции, применению средств радиоэлектронной борьбы.
По решению Президента Республики Беларусь допускается привлечение сил и средств Вооруженных Сил Республики Беларусь для решения иных задач при проведении контртеррористической операции.
Военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь участвуют в проведении контртеррористической операции совместно с сотрудниками органов государственной безопасности, внутренних дел, пограничной службы, Службы безопасности Президента Республики Беларусь и военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел.
На военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, привлеченных к участию в проведении контртеррористической операции, распространяются положения законодательных актов о внутренних войсках Министерства внутренних дел в части условий и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.
Статья 12. Руководство контртеррористической операцией
Государственные органы, организации и граждане, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (руководителю контртеррористической операции), и его решения для них являются обязательными.
Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (руководитель контртеррористической операции) определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решения об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств, о ведении переговоров с террористами, об информировании общественности, а также по другим вопросам, связанным с проведением контртеррористической операции.
Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.
Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции
В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:
принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению граждан и транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;
задерживать на срок до трех часов граждан в случае несанкционированного проникновения или попытки проникновения их в зону проведения контртеррористической операции для установления целей этих действий, а также задерживать граждан при отсутствии у них документов, удостоверяющих их личность, для установления личности;
входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств и других предметов, в любое время суток в жилище или иные законные владения граждан, в помещения и (или) иные объекты государственных органов и иных организаций (за исключением помещений и иных объектов дипломатических представительств, консульских учреждений и иных представительств иностранных государств, международных организаций, пользующихся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом, и помещений, в которых проживают сотрудники этих представительств, учреждений, организаций и их семьи) и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении акта терроризма, создании террористической организации, незаконного вооруженного формирования, руководстве ими либо участии в их деятельности, а также при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление, ставящее под угрозу жизнь или здоровье граждан, с последующим сообщением об этом прокурору в течение двадцати четырех часов;
производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе и с применением технических средств;
использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие гражданам, государственным органам и иным организациям;
использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным органам, иным организациям и гражданам (за исключением транспортных средств, которые в соответствии с законодательством, международными договорами Республики Беларусь освобождены от такого использования), для предотвращения акта терроризма, преследования, задержания и перевозки лиц, совершивших акт терроризма или подозреваемых в его совершении, доставки лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в организации здравоохранения и для проезда к месту происшествия.
В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (руководителем контртеррористической операции).
Статья 14. Ведение переговоров с террористами
При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения акта терроризма, деятельности террористической организации, незаконного вооруженного формирования без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.
К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (руководителем контртеррористической операции).
При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими акта терроризма, деятельности террористической организации, незаконного вооруженного формирования не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия, боеприпасов и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.
Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.
Статья 15. Информирование общественности об акте терроризма
При проведении контртеррористической операции информирование общественности об акте терроризма осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (руководителем контртеррористической операции) или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.
При проведении контртеррористической операции не допускается распространение информации:
раскрывающей специальные приемы и тактику проведения контртеррористической операции;
затрудняющей проведение контртеррористической операции и создающей угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;
служащей пропаганде или оправданию терроризма;
содержащей сведения о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.
Статья 16. Окончание контртеррористической операции
Контртеррористическая операция считается оконченной, когда акт терроризма, деятельность террористической организации, незаконного вооруженного формирования пресечены (прекращены) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.
Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией (руководитель контртеррористической операции).
Глава 4
ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ АКТА ТЕРРОРИЗМА, И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ АКТА ТЕРРОРИЗМА
Статья 17. Возмещение вреда, причиненного в результате акта терроризма или проведения контртеррористической операции
Возмещение вреда, причиненного гражданам и организациям в результате акта терроризма или проведения контртеррористической операции, производится за счет средств республиканского бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном законодательством.
Статья 18. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате акта терроризма, деятельности террористических организаций, незаконных вооруженных формирований либо в ходе их пресечения
Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате акта терроризма, деятельности террористических организаций, незаконных вооруженных формирований либо в ходе их пресечения, включает в себя правовую помощь этим лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство и обеспечение жилыми помещениями.
Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате акта терроризма, деятельности террористических организаций, незаконных вооруженных формирований либо в ходе их пресечения, а также лиц, перечисленных в статье 19 настоящего Закона, производится за счет средств республиканского бюджета.
Порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате акта терроризма, деятельности террористических организаций, незаконных вооруженных формирований либо в ходе их пресечения, определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Глава 5
ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
Статья 19. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом и подлежащие правовой и социальной защите
Правовой и социальной защите подлежат:
лица, участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом;
лица, содействующие на постоянной или временной основе субъектам, непосредственно осуществляющим борьбу с терроризмом, в предупреждении, выявлении, пресечении террористической деятельности и минимизации ее последствий.
Члены семей лиц, перечисленных в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, подлежат правовой и социальной защите, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием таких лиц в борьбе с терроризмом.
Социальная защита лиц, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 20. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом
Вред, причиненный здоровью или имуществу лиц, перечисленных в статье 19 настоящего Закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, возмещается в порядке, определяемом законодательством.
Статья 21. Освобождение от ответственности за причинение вреда при проведении контртеррористической операции
При проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, установленных законодательством, допускается причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам.
Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, в соответствии с законодательством освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции.
Глава 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧАСТИЕ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 22. Ответственность за участие в террористической деятельности
Лица, принимавшие участие в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами.
Статья 23. Ответственность организации за террористическую деятельность
На основании решения Верховного Суда Республики Беларусь организация признается террористической и ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, прекращается.
Заявление о признании организации террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь, ликвидации такой организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, а также прекращении деятельности представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, подается в Верховный Суд Республики Беларусь Генеральным прокурором.
Получение фактических данных, на основании которых Верховный Суд Республики Беларусь устанавливает обстоятельства, имеющие значение для принятия решения о признании организации террористической, осуществляется Комитетом государственной безопасности, который вносит Генеральному прокурору предложение о подготовке соответствующего заявления с приложением указанных фактических данных.
Копия решения Верховного Суда Республики Беларусь о признании организации террористической в пятидневный срок со дня его принятия направляется Генеральному прокурору и в Комитет государственной безопасности.
В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь решения о признании организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь и ее ликвидации принадлежащее ей имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (при условии их непричастности к террористической деятельности), конфискуется.
В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь решения о признании иностранной или международной организации, зарегистрированной за пределами Республики Беларусь, террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь и прекращении деятельности представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, принадлежащее ему имущество и имущество этой иностранной или международной организации, находящееся на территории Республики Беларусь и оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (при условии их непричастности к террористической деятельности), конфискуется.
Организация, признанная на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь террористической, включается в перечень террористических организаций, подлежащий опубликованию в средствах массовой информации. Ведение такого перечня и его опубликование осуществляются Комитетом государственной безопасности в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 23-1. Ответственность организации за финансирование террористической деятельности должностным лицом этой организации
Если должностное лицо организации финансирует террористическую деятельность с использованием своих служебных полномочий за счет средств этой организации, то в порядке, предусмотренном статьей 23 настоящего Закона, такая организация признается террористической и ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, прекращается.
Глава 7
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
Статья 24. Контроль за деятельностью по борьбе с терроризмом
Контроль за деятельностью субъектов борьбы с терроризмом осуществляется Президентом Республики Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 25. Надзор за деятельностью по борьбе с терроризмом
Надзор за исполнением законодательства по борьбе с терроризмом осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.
Глава 8
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 27. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом
Совету Министров Республики Беларусь в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона:
подготовить и внести в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложения о приведении законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими государственными органами, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко